Салонный фильтр служит для очистки воздуха, поступающего в салон автомобиля путем естественного притока для вентиляции, а также при работе вентилятора, отопителя, кондиционера. В современных автомобилях приточная вентиляция обычно не очень эффективна, даже при движении с высокими скоростями. Поэтому водители часто включают вентилятор на первую-вторую скорость, что усиливает поступление забортного воздуха в салон и, как следствие, увеличивает его поток, проходящий через фильтр. По мере загрязнения его следует менять.
Руководства по эксплуатации автомобилей обычно не приводят точного срока, когда следует производить замену воздушного фильтра салона. Но проверять его состояние рекомендуется при каждом ТО, т. е. через 15-20-30 тыс. км пробега. Меняют фильтр по мере его загрязнения.
Признаки загрязнения хорошо заметны. Прежде всего, усиливается запотевание стекол автомобиля изнутри в холодную погоду. Это вызывает необходимость чаще включать кондиционер для осушения воздуха, иначе ехать становится неприятно и даже опасно (ухудшается обзор). Постепенно и кондиционер начинает хуже «морозить», а когда становится холодно – чувствуется ухудшение производительности «печки». Теоретически, салонный фильтр может вообще прекратить пропускать воздух в салон. Функции вентиляции, отопления и кондиционирования можно считать при этом не работающими. Особенно интенсивное загрязнение происходит при движении по загородным шоссе и проселкам. А в городах – летом, в пору тополиного пуха.
Для осмотра фильтра его необходимо снять. Обычно он расположен в салоне под панелью («торпедой») в середине или справа. На Ford Focus II доступ к фильтру возможен только слева, из-под рулевого колеса, причем, для снятия его крышки необходимо отсоединить… педаль газа. На автомобилях Renault Megane II и Toyota Camry для замены воздушного фильтра салона снимают вещевой ящик – «бардачок». При этом на Рено можно снять фильтр, не снимая бардачка, а чтобы установить, умельцы надламывают его каркас в нескольких местах, получая конструкцию, способную гнуться, и запихивают ее в нужное место. На самом деле это требует гораздо больших усилий и сноровки, чем снятие «бардачка».
Есть автомобили, на которых замену воздушного фильтра салона осуществляют из моторного отсека. Это, в частности, Лада Приора, Шевроле Нива, а также Renault Symbol. У последнего фильтр расположен под кожухом, в котором необходимо вырезать небольшой участок, извлечь фильтр, вставить новый, а затем закрыть его сверху специально приобретенной крышечкой особой формы. Крышечку прикрепляют тремя саморезами. Не зная этого, фильтр можно попросту не найти. Кстати, так некоторые водители и доезжают до полного засорения – не найдя место его расположения, они становятся уверенными, что на их машине салонного фильтра нет вообще.
Извлеченный фильтр осматривают на предмет целостности гофрированной «шторы» и проверки степени ее загрязнения. Не сильно загрязненный - можно слегка очистить: попытаться вытряхнуть из него пыль, а также пропылесосить гофры. Но обычно это помогает слабо. Лучше заменить его новым.
Иногда фильтр продается в виде двух одинаковых или слегка отличающихся друг от друга половин. Вставлять их следует так, как показано на пиктограммах на упаковке или на рисунке в руководстве по обслуживанию автомобиля: строго определенной стороной наружу. Для этого на каркасе присутствуют стрелки, показывающие направление притока воздуха или – какая из сторон должна быть обращена вверх. При неправильной установке производительность системы вентиляции и отопления лучше не станет. Впрочем, в большинстве случаев при замене воздушного фильтра салона устанавливается он только в одном положении.
Салонные фильтры выпускаются сегодня для всех марок, моделей и модификаций автомобиля. Производят их, как правило, те же всемирно известные фирмы, которые выпускают воздушные фильтры для двигателей: Bosch, Champion, AC Delco, MANN, Knecht и др. Некоторые из них находятся в России и делают фильтры для наиболее распространенных иномарок. В специализированных магазинах запчастей для той или иной марки автомобиля можно приобрести продукцию под данной маркой (так называемые оригинальные запчасти). Они могут быть дороже, но зато качество их гарантировано. Обратите внимание: существуют так называемые «простые» фильтры и «угольные». Последние способны более «тонко» очищать воздух, задерживая более мелкие частицы и даже нейтрализуя неприятные запахи.
Если Вы не уверены, что сами справитесь с выбором, снятием, проверкой состояния, а также с заменой воздушного фильтра салона, обратитесь к специалистам наших сервисов. Эта работа не займет много времени и обойдется недорого. После снятия фильтра мастер обязательно пропылесосит полость, в которой он установлен, а также предложит обработать эту полость специальным составом, препятствующим размножению в ней бактерий и грибков.